...

Предлагаемые вашему вниманию проекты полностью соответствуют общеметодологическим принципам и установкам в использовании информационно-коммуникационных технологий участникам педагогической мастерской.

Так, в теоретико-методологическом аспекте основным является принцип «единства в многообразии». Настоящие проекты демонстрируют определенную последовательности его реализации в проектах школьников.

Практически во всех образовательных организациях первые проекты с использованием данного принципа были выполнены на материале календарного фольклора народов республики. Причем попытки демонстрации обрядовых комплексов представителей разных национальностей (предпочтительно всех, посещающих данный класс / группу) исключали их простое соположение (следование один за другим), но предполагали выявление универсальных моделей (сущностных характеристик), определяющих происхождение ряда важных для сопоставляемых традиций областей культуры (фольклора). Так, например, реконструируя в своих проектах зимние обряды, школьники под руководством наставников обращались преимущественно к обрядам обходов домов русских и финно-угров Поволжья, выявляя сходных персонажей обрядов, деталей одежды, масок, терминологии, обращений и диалогов. Попытки выстраивания таких сводных моделей обрядов / текстов (в центре единый для определенного календарного / жизненного цикла универсальный код, который расцвечивается вариантами, бытующими в той или иной национальной культуре), зачастую приводили школьников к самостоятельным выводам об удивительной близости культур этносов РМЭ. Одновременно совместная работа взрослых и детей над подобными проектами позволяла снять напряжение в решении вопроса о принадлежности обряда / текста определенному этносу и заимствовании его другими этносами.

Богатый материал для наблюдений о сходстве и различии фольклора народов РМЭ предоставляют и сказки. Одним из наиболее значительных проектов, выполненных на материале этого жанра, стал проект по созданию аудиокниги сказок народов РМЭ. Над ним работал практически весь коллектив гимназии «Синяя птица»

Необходимо обратить особое внимание и на проект школьников гимназии № 26 – виртуальную игру «Мир сказочных героев народов РМЭ». В ее основе – вопросы трех мудрых старцев о сюжетах, облике и деяниях героев и их противников русских, марийских и татарских сказок.

Аналогичная работа была выполнена обучающимися гимназии № 26 и СОШ №6 на материале русских и марийских народных игр.

Участниками педагогической мастерской намечена и примерная последовательность в создании цифровых продуктов младшими школьниками: презентация, интерактивная презентация, видеоматериалы, блог, конструирование игр в доступных программах и др. При этом в зависимости от направления, которое разрабатывает коллектив, и степени готовности обучающихся к работе с современными ИКТ, использовалась та или иная технология. Например, младшие школьники СОШ № 6 и недавно введенные в состав коллективы лицея № 11 и ССОШ № 2 обращались в процессе создания проектов по фольклору к презентации и интерактивной презентации. Гимназисты «Синей птицы» достигли значительных успехов в создании проектов в формате видеоэкскурсий по гимназическим выставкам народного декоративно-прикладного творчества, информативных видеоинтервью о популярных загадках и считалках народов РМЭ, видеомастер-классов и блогов по изготовлению жостовских подносов, кукол-берегинь, коней из лыка, приготовлении традиционных блюд марийской и татарской кухни и т.д. Все созданные детьми ЭОР размещены в группе ВКонтакте «Дети-детям». Ярким, самостоятельно созданным, озвученным и снабженным оригинальными иллюстрациями произведением детей стал «Колобок 2.1», компьютерная графика, где основным антагонистом Колобка стал вирус COVID 19 в виде летучей мыши.


...
Квест-игра «Мир сказочных героев народов Республики Марий Эл»
...
Аудио сказки «Дети – детям»
(проект с ГБОУ Республики Марий Эл "Гуманитарная гимназия "Синяя птица" им. Иштриковой Т.В." г. Йошкар-Ола)
...
Видеомастер-классы и блоги гимназистов «Синей птицы» в рамках направления «Дети — детям»
...
Сказка «Колобок 2.1.
...
Проект школьников школы №6 г. Йошкар-Олы
"Народный игровой фольклор
...

Сетевая педагогическая мастерская

Проект выполняется при поддержке Российского научного фонда (22-28-001395)